RSS

Городской портал госуслуг

Разъяснения о принимаемых поправках в Градостроительный кодекс города Москвы

26.01.2016
градостроительный план

В Департамент градостроительной политики города Москвы часто обращаются граждане и организации с просьбой разъяснить порядок внесения изменений в Градостроительный кодекс города Москвы. В рамках своих полномочий Департамент сообщает следующее.

16 декабря 2015 года Московской городской Думой принят Закон города Москвы «О внесении изменений в Закон города Москвы от 25 июня 2008 года № 28 «Градостроительный кодекс города Москвы» (далее – Закон).

Принятие закона обусловлено необходимостью приведения положений Градостроительного кодекса города Москвы в соответствие с федеральным законодательством, в которое за последние несколько лет было внесено более 70 поправок. При этом основной закон Москвы в области градостроительной деятельности продолжал содержать нормы, отмененные или измененные на федеральном уровне.

1. Законом состав Генерального плана города Москвы приведен в соответствие с нормами федерального законодательства.

Состав утверждаемой части генерального плана и материалов по его обоснованию четко определены статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), в связи с этим из норм Градостроительного кодекса города Москвы, содержащих сведения, подлежащие отражению в Генеральном плане города Москвы, исключены сведения, не предусмотренные ГрК РФ.

Вместе с тем в целях информирования населения Законом сохранены требования по включению в состав материалов по обоснованию Генерального плана города Москвы ряда положений, таких как анализ состояния, проблем и задач комплексного развития города Москвы, в том числе в области осуществления городом Москвой функций столицы, оценка возможного влияния планируемых для размещения объектов регионального значения на комплексное развитие этих территорий.

Кроме того, согласно федеральному законодательству градостроительная деятельность, в том числе разработка генерального плана осуществляется с соблюдением требований технических регламентов, охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

Указанные требования установлены в специальных «отраслевых» законах как на федеральном уровне, так и на уровне города. Например, в Москве требования, обязательные при осуществлении градостроительной деятельности, устанавливаются законами города Москвы «О защите зеленых насаждений», «Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве», «О благоустройстве в городе Москве» и другими, а также подзаконными нормативными правовыми актами.

Таким образом, права жителей города Москвы на обеспечение комфортной городской среды, безопасности населения и территории города Москвы, экологической безопасности, охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия, требования по сохранению, рациональному использованию и развитию особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий; охране объектов культурного наследия и сохранению исторического облика города Москвы не будут нарушены.

2. Законом исключены из ГрК Москвы положения о проведении государственной экспертизы проекта генерального плана. Такие изменения также связаны с приведением ГрК Москвы в соответствие с федеральным законодательством.

В соответствии с изменениями ГрК РФ, внесенными Федеральным законом от 20.03.2011 № 41-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования», экспертиза проектов генеральных планов не проводится, в связи с чем ликвидирован институт экспертизы проекта генерального плана как на федеральном уровне, так и на региональном.

В настоящее время ни федеральные органы исполнительной власти, ни региональные органы государственной власти не наделены полномочиями по проведению экспертизы проекта генерального плана.

Кроме этого, осуществление такой экспертизы потребует значительных затрат из бюджета города Москвы.

3. Согласно положениям ГрК РФ о порядке подготовки проекта правил землепользования и застройки и изменений в них территория проведения публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки, проектам изменений правил землепользования и застройки в настоящее время определяется как территория, применительно к которой подготовлены указанные проекты.

При этом, принимая во внимание специфику административного деления города Москвы, Законом расширены возможности участия горожан в публичных слушаниях, а также территория проведения публичных слушаний.

В частности, по решению городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки границы территории проведения публичных слушаний могут быть расширены до пределов района, административного округа, поселения города Москвы, а не проводиться исключительно на территории, подлежащей застройке.

Такие изменения расширяют возможность участия заинтересованных лиц в проведении публичных слушаний по градостроительной документации, подготовленной в целях размещения социально значимых объектов и объектов, несущих экологические риски, реорганизации производственных территорий, что позволит учесть интересы всех заинтересованных москвичей при возведении объектов, оказывающих влияние не только на территорию района, где они расположены, но и на иные территории города Москвы.

Также необходимо отметить, что Законом города Москвы не отменены публичные слушания ни по одному из видов градостроительной документации. При этом публичные слушания по одному из них – градостроительному плану земельного участка - федеральным законодательством вообще не предусмотрены и являются дополнительной гарантией права москвичей на участие в принятии градостроительных решений.

Однако в целях исключения повторного обсуждения параметров уже обсуждавшихся ранее на публичных слушаниях градостроительных планов земельных участков и проектов планировки территории в статью 68 ГрК Москвы введена норма, согласно которой повторно не проводятся публичные слушания по проектам изменений правил землепользования и застройки, которые содержат те же параметры, как и ранее прошедшие публичные слушания и утвержденные градостроительные планы земельных участков, проекты планировки территории.

4. Необходимо отметить, что представления жителей города Москвы о включении в ГрК Москвы положений о предоставлении материалов проектов градостроительной документации на публичные слушания не в полном объеме являются ошибочными.

При подготовке текста Закона предполагалось актом Правительства Москвы определить для каждого документа, выносимого на публичные слушания, точный состав материалов (по действующему законодательству часть материалов на слушания не предоставляется – это относится к документам, содержащим сведения, отнесенные федеральным законодательством к категории ограниченного доступа), чтобы исключить возможность организаторам трактовать это правило в свою пользу и тем самым нарушать права граждан на получение информации при проведении публичны слушаний.

Но после высказанных опасений со стороны ряда представителей общественности о теоретической возможности трактовать данную норму как уменьшение объемов градостроительной документации, представляемых на публичные слушания, часть 8 статьи 68 Градостроительного кодекса города Москвы сохранена в прежней редакции, предусматривающей предоставление проектов градостроительной документации на публичные слушания в полном объеме, за исключением материалов, относящихся к сведениям, отнесенным федеральным законодательством к категории ограниченного доступа.

5. Законом приведены положения ГрК Москвы в соответствие с федеральным законодательством в части проведения экспертизы проектной документации.

Согласно изменениям ГрК РФ, внесенным Федеральным законом от 28.11.20011 № 337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» экспертиза может быть как государственной, так и негосударственной. В этой связи внесены соответствующие изменения в Градостроительный кодекс города Москвы. Случаи, когда проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы инженерных изысканий является обязательным, установлены федеральным законодательством.

Нормы ГрК Москвы о проведении экспертизы проектной документации, выдаче разрешения на строительство, осуществлении государственного строительного надзора при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в Градостроительном кодексе города Москвы сохранены в действующей редакции.

Таким образом, сокращение видов объектов капитального строительства, проектная документация которых не подлежит экспертизе, Законом не предусмотрено.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что в соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (к которым относится и градостроительная деятельность) законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, внесенные изменения актуализировали положения Градостроительного кодекса города Москвы, создав тем самым возможность их реализации.


Департамент Градостроительной Политики г.Москвы

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати